понедельник, 8 января 2018 г.

Сможет ли Центральная Азия выбирать свой путь?

Designed by Kstudio / Freepik
На днях, на одном из сетевых российских СМИ в Узбекистане вышел очень интересный комментарий первого зампреда Комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина. Если вкратце, то была озвучена потенциальная политика Российской Федерации в Центральной Азии.

Учитывая особенности российской государственной информационной политики, чиновники (несмотря на то, что они и депутаты) просто так такие заявления не делают. Учитывая наш украинский опыт, любые заявления, даже на уровне предсказаний или личных мнений на уровне прогнозов можно расценивать как факт принятого решения.

Итак, разберу материал по цитатам Константина Затулина и попробую дать свою оценку будущей ситуации в Центральной Азии в 2018 году.
«Политически постсоветское пространство сегодня разделено на тех, кто строит свое будущее с учетом особых отношений с Россией, опираясь на ресурсы и возможности Российской Федерации, на тех, кто объединился в Евразийский экономический союз, а до этого в Организацию договора о коллективной безопасности. И на тех, кому по ряду причин кажется, что их перспектива совсем иная – отделиться от этого пространства, забыть все хорошее, что было в Советском Союзе, помнить только плохое и встроиться в какую-то другую нишу –Европейский союз, в какую-то региональную организацию или выбрать для себя других близких партнеров».
Данной цитатой политик говорит о том, что Россия в очередной раз заявляет о своих претензиях на все территории государств «постсоветского» пространства, как свою собственную. Их будущее прямо зависит от воли России. Любые попытки выхода из-под влияния и «постсоветского пространства» расценивается как посягательство на интересы РФ. Любые попытки создания в зоне российских интересов, пусть даже дружественных союзов, не приемлемы. Отношения между странами в «постсоветском» пространстве будут выстраиваться по принципу жесткой вертикали. Ни о каких-либо партнёрствах речи идти не будет. Только подчинение. Поэтому идеи, и тем более реальные действия, по созданию локальных интеграционных проектов или относительно монолитных групп государств, которые смогут перечить РФ будут жестко пресекаться (инструментов и возможностей для этого достаточно). Вся дружба должна и будет строиться через посредника. Взгляды в сторону, а тем более контакты с прямыми или косвенными конкурентами РФ равны посягательству на российские интересы. Никого не волнуют интересы «мелочи». 

Второй момент, который вызывает тревогу это апеллирование к ОДКБ. Несмотря на то, что Организация договора о коллективной безопасности – это оборонный «союз», он вполне может быть использован, как инструмент военного давления на «оппонентов» России. Учитывая уже реализуемые и предполагаемые военные («миротворческие») кампании РФ сама не вытягивает. Поэтому без активного участия союзников (как минимум без одобрения) дальнейшее использование военной силы не приносит ожидаемого эффекта. 
«Все попытки создания двоецентрия на постсоветском пространстве очень уязвимы, по той простой причине, что Россия не только одна из самых больших стран мира, но и самая большая страна постсоветского пространства».
Логичное продолжение предыдущего тезиса. Если раньше кто-то и мог занимать нейтральную позицию и сидеть на «двух стульчиках», то сейчас выбор без выбора. Относительное спокойствие будет гарантировано тем, кто будет безоговорочно поддерживать Россию. РФ крайне необходим пул непросто партнёров, а покорных союзников. 

Заявление о том, что «Россия одна из больших стран мира» дают понять, что принцип суверенности и равноправия государств вне зависимости от размера и веса не волнует. Задавят всех, кто будет против. Для современного высокотехнологичного мира такие месседжи – это проявления слабости. Игра мышцами в очередной раз подтверждает, что кроме силы, адекватных предложений, которые смогут удержать «постсоветское» пространство в российской орбите, уже не осталось. В тактическом плане это сработает, но в стратегическом – сыграет не в пользу РФ.
«В России сосредоточено 80% экономики всего бывшего Советского Союза. Любые попытки создать противовес России на постсоветском пространстве — искусственны и требуют очень больших инвестиций со стороны заинтересованных сторон. И в первую очередь со стороны Запада, который, как мы знаем, предпринимает такие усилия, разрабатывает программы — «Партнерство во имя мира», чтобы продвинуть НАТО, «Восточное партнерство», чтобы заинтересовать членством в Европейском союзе или какой-то формой связи с ним. В этом, безусловно, главная внешняя причина украинского кризиса и того драматического развития событий на Украине, свидетелями которого мы являемся».
Заявления о 80% сосредоточении экономики СССР, по мнению руководства РФ, подразумевает 80% зависимость государств Центральной Азии. Однако, статистика говорит о другом. Например, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан за январь-октябрь 2017 г. удельный вес России в общем объеме экспорта составляет 9,6%, ЕАЭС – 10,6% (это с учетом РФ), а ЕС – 51,6%. По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике в 2016 году доля стран СНГ и других стран в экспорте составляет 36,3% и 63,7% соответственно. Причем, Китай является основным экспортером. Россия идет на втором месте.

Российская Федерация не выстраивает отношения с «соседями» с точки зрения взаимовыгодности сотрудничества в экономической сфере. Речь идет скорее о продвижении интересов российского государства и бизнеса. Политические амбиции и эмоции доминируют над рациональным. В целом политика РФ – это игра в одни ворота. Такое отношение приводит к тому, что государства, которые имели тесные связи с Россией в рамках бывшего СССР ищут другие варианты, как заработать деньги и быть независимыми. 

Идея создания мощного экономического союза на «постсоветском» пространстве, предложенная Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году, имела бы большой успех. Однако, паталогическое желание РФ удержать политическую монополию на просторах бывшего СССР обрекла ее на провал. В открытом обществе и в условиях глобальной экономики что-либо удерживать силой бессмысленно. К сожалению, Россия не может сделать адекватно выгодных политических и экономических предложений для бывших «братских» республик, поэтому и возникаются «Восточные партнёрства» и другие проекты, которые запустил Запад для сближения с Грузией, Молдовой, Украиной, Арменией. Такая политика это не результат экспансии Запада на Восток, это альтернативное предложение тем государствам, которые ищут что-то взамен того, что Россия пытается забрать. Российская Федерация сама приложила максимум усилий для того, чтобы «постсоветские» государства от нее развернулись. 

Если Запад пытается выстраивать «зоны стабильности», то Россия создает «зоны нестабильности». Если Запад предлагает партнёрство, то Россия требует подчинения. В этом и кроется провал всей российской политики. В современном мире любовь и уважение силой не завоюешь. Жизнеспособными являются структуры, которые выстраиваются на стратегии «win-win» и где максимально учитываются интересы всех участников процесса. 
«У нас возникает некая новая ситуация в отношениях с Узбекистаном. Есть, как мне кажется, лучшие перспективы развития событий в послекаримовский период. Новый руководитель Узбекистана, очевидно, стремится к более тесным отношениям с Россией. Хотя здесь тоже есть свои пределы».
Для Узбекистана очень четкий сигнал. Все попытки реализации новым руководством собственной национальной политики не вписываются в картину будущего руководства РФ. Взаимный интерес между странами есть, но, к сожалению, он не строится на принципах взаимовыгоды. Без Узбекистана для России не будет полного контроля над регионом. Для Узбекистана - Россия является гарантом относительного спокойствия и вторым экспортером после Китая. Сейчас Ташкент находится в очень сложной ситуации и как он будет выстраивать свою политику сказать сложно. Амбиции, которые прослеживаются со стороны Узбекистана и его контакты с Западом начинают откровенно раздражать РФ, а поэтому, отношение к нему будет жестким и бескомпромиссным. Географическое положение также явно играет не в пользу Узбекистана. При большом желании можно сильно ограничить транзит товаров. Через Афганистан торговать опасно. Соседи, в т.ч. и Иран, под давление РФ могут значительно ограничить транзит как «в», так и «из» Узбекистана. Так, что у Москвы достаточно выгодное положение, чтобы системно давить на Ташкент. 
«Кыргызстан после выборов «лишился яркого спикера», каким являлся президент Атамбаев, что далеко не всегда помогало стране реализовывать свои национальные интересы, а иной раз заводило в конфликты с соседями, как это произошло с Казахстаном. Сейчас, с более спокойным руководством Кыргызстана, есть определенная надежда, что страна обратит более пристальное внимание на внутренние дела, чем это было до сих пор. Спокойствие этой стране просто необходимо»
Посыл тоже предельно ясен. Кыргызстан будет полностью зависим от России. Затулин говорит о том, что РФ даст все необходимое, чтобы Бишкек был сосредоточен на решении внутренних проблем. Если таких проблем недостаточно, то они дивным чудом смогут появиться.
«Россия заинтересована, чтобы курс, избранный Нурсултаном Назарбаевым, не менялся, чтобы там все происходило «без катаклизмов и внутренних потрясений»».
Для Казахстана, на мой взгляд, это прямая угроза. «Избранный» Нурсултаном Назарбаевым курс - это скорее не компромисс, а навязанный выбор. Как без Украины в Восточной Европе, так и без Казахстана в Центральной Азии Россия не будет иметь того могущества, которое ей необходимо. Можно критиковать Президента Назарбаева за то, что он идет на поводу у России, но есть ряд факторов, которые достаточно сильно влияют на «избранный курс». Несмотря на все внутренние нюансы, руководство Казахстана не хочет повторения «украинского сценария».

Резкий выход из-под влияния России чреват более крупными последствиями, чем для Украины. Во-первых, Запад навряд ли даст гарантии и поддержку, которые она получила. Это связано с тем, что Казахстан - зона интересов не только России, но и Китая, с которым открыто противостоять он не будет. Сейчас у Запада другие приоритеты – внутренние проблемы, миграционный кризис в Европе, рост радикализма, ИГИЛ, Сирия, Украина и многое другое. Во-вторых, север и восток Казахстана может погрузиться не только в пучину «парада народных республик» и борьбы с сепаратизмом, но и в пучину этнического и религиозного конфликтов, которые государство просто не переживет. В-третьих, учитывая просторы и длину границы с РФ сдержать волну и транзит «зеленых человечков» собственными силами не получится. В-четвертых, зависимость национальных элит от России не создает необходимые условия для смены геополитического вектора. Они не готовы ни морально, ни физически отказаться от того, что имеют. 

Так, что 2018 год для всей Центральной Азии будет очень интересным. На мой взгляд, у России пока достаточно средств, чтобы ближайшие 3-4 года держать ситуацию под своим контролем. Нагонять «страх» и «трепет» у них получается достаточно умело. В принципе, на тактическом уровне, предполагаемая центральноазиатская политика РФ, вполне реализуема и достижима. Но, есть ряд сложнопросчитываемых факторов, которые могут повлиять на исход событий. Среди них можно выделить: реальный запас прочности России в условиях санкций, внутриполитическую ситуацию как в РФ, так и в государствах Центральной Азии, реальная активность Запада в регионе. И самое главное – позиция элит и возможность создания, пусть немощного, но все-таки противовеса в виде партнерства между Узбекистаном и Казахстаном.

Что реально будет – покажет время… 

По материалам sputniknews-uz.com 

Комментариев нет:

Отправить комментарий